Рецензия на фильм “На пороге вечности” (At Eternity’s Gate) — фильм глазами Ван Гога

Я ждал этот фильм с момента выхода первого кинотрейлера. И ни один из фильмов за последние годы я так не ждал. Не знаю что именно тому виной, то ли проведенное время в музее Ван Гога в Амстердаме, то ли Виллем Дэфо и Мэдс Миккельсен в одном кадре. Наверное все вместе.

“На пороге вечности” я посмотрел бы все равно, в кино или нет, но впервые мне удалось ознакомиться с фильмом еще до старта проката. И, должен сказать, весь зал был забит. Правда, даже во время просмотра такого фильма не обошлось без любителей поп-корна и пива, но, как сказал Поль Гоген в фильме: “You are surrounded by stupid, wicked, ignorant people”. Об этом я вспоминал не раз, но сейчас не о том.

Картина не о становлении Ван Гога как художника, не о его пути в жизни, не о картинах даже как таковых. “На пороге вечности” — это фильм, состоящий из коротких клипов, показывающих разные моменты жизнь художника в рамках пребывания на юге Франции, и его последние дни жизни. Этот фильм — не биография Ван Гога. Это его взгляд на мир в то время, когда он уже постепенно сходил с ума, но продолжал рисовать и почти смирился с тем, что не станет известным при жизни.

Его пытались лечить, ему пытались помочь, Поль Гоген был рядом сколько мог, но у Ван Гога не было другой судьбы. Еще в музее, посвященном ему, я обратил внимание насколько художник был предан своей страсти, он ничего больше не умел, но он работал не покладая рук. Он видел и сразу рисовал, что в фильме показано очень хорошо, и что стало одним из кирпичиков в конфликте с Полем Гогеном. Он не особо заботился школой рисования, технической стороной вопроса. Ему важно был передать свой взгляд на момент.

Кстати, должен сразу предостеречь тех, кто близок к рисованию — в фильме это показано слишком просто, даже “по-голливудски”. Но фильм все равно не о том, как ни странно. Я не знаю точно, что руководило режиссером Джулианом Шнабелем, но мне показалось, что ему хотелось показать мир глазами Ван Гога — контрастно и куда ярче, чем на самом деле. Хотя… Может просто мы не в состоянии увидеть мир таким, каким его видел он?

Эти потрясающие цвета картинки, контрастные французские пейзажи, любовь Ван Гога к ярким оттенкам. Все это получилось передать так, как пытался передать мир творец в своих картинах. Это впечатление усиливает съемка с рук, благодаря чему хорошо достигается эффект погружения в атмосферу.

Трудно передать словами то, какой была передана природа, которой наслаждался Ван Гог. Ветренные поля, увядшие подсолнухи, закаты, которыми любовался Винсент. Все это захватывает дух и, порой, вместе с Ван Гогом ощущаешь этот волнующий летний ветер в поле.

Еще до выхода, фильм получил множество нареканий на выбор 63-летнего Дэфо на роль 38-летнего Ван Гога. Я думаю, что если бы мы не знали реального возраста актера, то такой претензии бы и не существовало. Дэфо отлично справился. Ему веришь, его одержимость живописью ощущаешь, ему сопереживаешь, ему даже хочется помочь! Но ему никто не смог помочь, ни брат Тео, ни живопись, ни медицина. Возможно, такова судьба.

“На пороге вечности” — это картина не для тех, кто хотел бы познакомиться с творчеством Ван Гога. Фильм получился одной сплошной картиной маслом в ярких тонах с тяжелым послевкусием от трагической судьбы художника. О которой, казалось бы, все знаешь, но, черт-возьми, надеешься на лучшее. Даже если вы знакомы с творчеством Ван Гога шапочно, то все равно посмотрите, вы получите эстетическое удовольствие от хороших актеров, ярких красок и прекрасных пейзажей. В украинский прокат фильм выходит 27 декабря, поэтому у вас есть время забронировать билет. А мне остается только ждать выхода на Blu-ray с английской дорожкой. Уверен, оно того стоит.

Maybe god made me a painter for people who aren’t born yet.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Post comment