Почему стоит посмотреть сериал “Чернобыль”?

Сериал Чернобыль

Или почему стоит просто насладиться отличным сценарием и актерской игрой, а не искать каждую неточность в отображении исторических событий. Сериал “Чернобыль” – это не документальный фильм. И он даже больше, чем просто художественная постановка на основе реальных событий.

Но сначала немного ворчания…

Количество статей, в которых дотошные граждане начали разбирать по кусочкам сериал, каждую сцену и каждый диалог выросло как радиоактивные поля после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС. С одной стороны, я могу их понять. Но, с другой, не вижу в этом никакого смысла (в особо тщательном разборе). Просто потому что, что показать абсолютно сухую реальность можно, но смотреть на это не интересно.

К каждой из пяти серий, канал HBO выпускал подкаст-интервью с главным сценаристом сериала – Крейгом Мейзином, где он на протяжении 45 минут обсуждает ключевые моменты каждого эпизода. Очень рекомендую для всех тех, у кого нет проблем с английским. Подкаст прекрасно дополняет увиденное и в нем автор объясняет почему события и люди показаны именно так, а не иначе. В подкасте вы найдете объяснения того, почему суд в Чернобыле показан именно так, почему Дятлов изображен именно так, что больше всего поразило сценариста в аварии и советской реакции на это и много другое.

Ссылка на подкаст.

Уран-235, Йод-131, Ложь-86

Сериал “Чернобыль” был задуман Мейзином как попытка разобраться в том, почему случилась авария. Но в процессе изучения материалов он столкнулся с фактами сокрытия реальных масштабов, причин и последствий.

И ужас был не только в последствиях радиоактивного загрязнения разной степени, но и в той чудовищной лжи, которой прогнившая насквозь система пыталась скрыть реальную картину.

Как сценарист и писатель, Мейзин понимал, что для достижения необходимого художественного эффекта нельзя просто взять и показать все так, как оно было посекундно. Какой в этом смысл? На Youtube сотни часов кинохроники тех времен. Именно поэтому часть событий и поступков были интерпретированы сценаристом несколько иначе.

Оценивайте сериал “Чернобыль” не как документальное кино, а как художественный посыл. Не пытайтесь разобрать сериал по кирпичикам.

Можно сколь угодно придираться к тому, каким тираном был показан Дятлов, к тому что Щербина никого не хотел выбрасывать из вертолета, что из реактора дым не валил, как из паровоза. Но суть, причины и последствия событий на примере конкретных личностей показаны так, что неточности и намеренные искажения не портят впечатление и не меняют общий смысл.

И как жителю Украины мне не стыдно за то, как это показано. Западный мир увидит эту историю именно такой, какой она является. И это хорошо и большое спасибо сценаристу и каналу HBO.

Люди важнее

Мейзин хотел показать Легасова, Щербину, Дятлова, судьбу семьи Игнатенко, а не процесс постройки саркофага или парад на Первое мая, как событие, очевидно. Ему были важны люди.

Он это сделал так, что на остальные неточности просто не обращаешь внимания. Создатель сериала очень хотел передать именно то, что зацепило его больше всего – вранье, ложь и отношение государства к собственным гражданам. На мой взгляд, при помощи определенных художественных инструментов, это получилось у него прекрасно.

И теперь мы плавно переходим к главным достоинствам сериала и том, почему же его стоит посмотреть.

Точная передача советского быта

Такого, наверное, еще не было. Посуда, мебель, стекла в дверях, телефоны, прически, костюмы, машины. Тут создатели подошли максимально ответственно. Я хоть и не жил в 80-е, но в 90-е прекрасно помню остатки тех “декораций” и благодаря этому сериал моментально погружает в атмосферу тех времен. Буквально с первых минут, с кадров из квартиры Легасова. Можно даже увидеть Киев 80-х, правда, почему-то его подписали как Москву, хм.

Актерская игра

Ей веришь.

Героям Валерия Легасова, Бориса Щербины, Людмилы Игнатенко сопереживаешь. Их жертвы, утраты и боль ощущаются. Конечно, великолепные Джаред Харрис и Стеллан Скарсгард не могут иначе, но и молодая начинающая актриса Джесси Бакли – просто открытие. А она еще и поет, оказывается.

Ощущение катастрофы, которую не видно

Передано прекрасно.

И то, что в самом начале люди не догадывались о том, что действительно случилось и относились достаточно легко очень заметно. Сочувствуешь даже Припяти, прекрасному городу, нынче мертвому.

Моральное разложение совка

Попытки переложить ответственность на младших, старших и так далее. Сокрытие правды. Некомпетентность руководящих кадров. Нулевая цена жизни советского гражданина, которого можно послать на ликвидацию, как на амбразуру ради идеи, партии. Огромный комплекс неполноценности СССР, для которого самой большой трагедией стал не Чернобыль, а позор на международной арене. Все это показано очень ярко. Акцент сделан именно на этом и всего этого в сериале полный букет.

Смотреть или не смотреть?

Смотреть, однозначно смотреть. Я давно не помню кинокартины, которая бы так цепляла. Конечно, это история является частью нас, она в крови в прямом и переносном смысле. Это прекрасно написанный, срежиссированный, сыгранный эпизод нашего прошлого, которое актуально сейчас больше чем когда бы то ни было. И рекордный рейтинг на IMDB целиком заслужен.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Post comment